Правила предоставления коммунальных услуг гражданам РФ в 2018 году

Современному человеку для комфортной жизни необходим ряд ресурсов – тепло, вода, электричество, поставка которых должна быть регулярной. Чтобы регламентировать их качество, а также сделать платежи более прозрачными, правительством были разработаны правила предоставления коммунальных услуг. В них зафиксированы права поставщиков и потребителей, их взаимные обязанности, перечень услуг и требования к ним.

Законодательное регулирование сферы коммунальных услуг

Коммунальные услуги

Правовые вопросы, касающиеся сферы ЖКХ, регулируют Гражданский и Жилищный кодексы РФ. Помимо них, приняты тематические федеральные законы и постановления правительства. Некоторые из них:

  • ФЗ «О теплоснабжении» – регулирует взаимоотношения поставщиков и потребителей тепловой энергии;
  • ФЗ «О газоснабжении в РФ» – закрепляет правовые основы добычи и поставки газа;
  • ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» – регулирует требования к поступающей в здание воды и безопасном отведении использованной жидкости;
  • ФЗ «Об энергосбережении» – призван обеспечить рациональное использование энергетических ресурсов;
  • Постановление Правительства РФ №354 – регулирует взаимоотношения поставщиков и потребителей, а также качество услуг и порядок расчетов.

Еще отдельными постановлениями закрепляются правила тарификации по каждому виду ресурсов, создание органов управления МКД, правила использования жилых помещений и т. д. Этим документам должны соответствовать все региональные нормативные акты, а также договора поставщиков с потребителями.

Актуальные изменения в законе

В законодательство в сфере ЖКХ постоянно вносятся поправки. Некоторые актуальные нововведения, касающиеся предоставления и оплаты коммунальных услуг:

  • среди последних изменений в Постановлении №354 наиболее значимой стала возможность жильцов заключать договора с ресурсоснабжающими организациями напрямую;
  • нововведения коснулись правил вывоза твердых бытовых отходов. Теперь этим будет заниматься выбранный на региональном уровне оператор;
  • ранее осуществлять водоснабжение и водоотведение могли только юридические лица. Теперь это право появилось и у ИП;
  • изменилось начисление затрат на капремонт – теперь они входят в общее содержание жилья. Был расширен список лиц, которые могут получить компенсацию за эту услугу;
  • отменено государственное регулирование тарифов на отопление, оставлен только максимальный порог.

Некоторые изменения коснулись и правил работы УК и ресурсоснабжающих организаций.

Права и обязанности поставщика услуг

Снабжающая организация должна удовлетворять следующим требованиям:

  • услуги по качеству должны соответствовать принятым стандартам и поступать в достаточном для потребителя объеме;
  • если собственных возможностей для оказания услуги недостаточно, УК заключает договор с организацией, которая в состоянии их предоставить;
  • следить за техническим состоянием инженерных систем и своевременно их ремонтировать;
  • фиксировать жалобы пользователей и собственников помещений, проверять их обоснованность, в случае необходимости устранять нарушения. О результатах информировать заявителя письмом;
  • если поставка услуги прерывается по не зависящим от собственника помещения причинам, поставщик обязан сделать перерасчет за непоставленные услуги. Если перерыв носит плановый характер, об этом необходимо уведомить заранее.

Поставщик вправе:

  • требовать внесения платы за оказанные услуги своевременно и в полном объеме;
  • требовать от жильцов бережного отношения к имуществу и взыскивать ущерб, нанесенный их действиями (бездействием);
  • если в квартире не установлены приборы учета, проверять число реально живущих там лиц.

На данный момент посредником между собственником жилья и поставщиком ряда ресурсов выступает УК. Поэтому решение многих вопросов ложится именно на нее.

Права и обязанности потребителя

Пункты

Перечислим, что подлежит безусловному выполнению со стороны жильцов:

  • своевременно оплачивать квитанции;
  • бережно относиться не только к внутриквартирному, но и общедомовому оборудованию;
  • сообщать в УК об изменении количества жильцов, в том числе временно размещенных;
  • обнаружив неисправность или аварию, сразу уведомлять диспетчера и по возможности принимать меры для ее устранения;
  • при наличии приборов учета своевременно и регулярно передавать показатели поставщику услуги;
  • предоставлять свободный доступ в квартиру сотрудникам УК, аварийных служб, контролирующих органов для осмотра и проверки состояния внутриквартирного оборудования, его ремонта и устранения последствий аварий;
  • своевременно проводить поверки приборов учета и давать возможность снимать с них показания.

Собственник жилого помещения вправе:

  • получать коммунальные услуги должного качества и в полном объеме;
  • требовать проверки качества услуг, правильности начисления платежей и устранения нарушений.

Несоблюдение прав или обязанностей любой из сторон может стать причиной обращения с жалобой в контролирующие органы или с иском в судебную инстанцию.

Особенности расчета и оплаты услуг

В п. 54 правил предоставления коммунальных услуг сказано, что итоговая сумма платежа рассчитывается на основе объема поставленных ресурсов и установленных тарифов. Первый определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии расчетным путем по нормативам. Формулы расчета указаны в Приложении к указанному документу. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются местными органами власти и управления.

Урегулирование спорных моментов

Если потребитель не согласен с начисленной платой, имеет претензии к качеству или полноте предоставленных услуг, он должен изложить свою позицию в письменном виде и передать документ в офис УК. Можно написать его в двух экземплярах: один остается для рассмотрения, второй, с отметкой о принятии, заявитель хранит у себя.

Если в течение 14 дней ответов на жалобу не поступит, собственник может обратиться в прокуратуру или в службу по надзору в сфере защиты прав потребителей. На основании заявления будет организована проверка. Если и это не даст результат, подают иск в суд.

Что входит в квартплату

Сумма в квитанции, которую получает собственник жилого помещения, не ограничивается оплатой ресурсов (ст. 154 ЖК РФ). Помимо этого, ему выставляют счет за другие работы и бытовые блага. Что такое коммунальные услуги и квартплата в целом? Из каких частей они складываются, и какое качество обязан обеспечить поставщик, указано в законах и локальных актах, например, договоре с УК.

Постановление №354 определяет, что входит в коммунальные услуги. К ним относится водо-, газо- и теплоснабжение, электроэнергия и удаление отходов (сточных вод и твердого мусора). Чтобы объективно оценить затраты, разработана система тарифов. На итоговую сумму влияет:

  • форма собственности жилья (приватизированное или муниципальное);
  • площадь помещения;
  • количество проживающих людей;
  • объем потребляемых ресурсов.

В перечень жилищных услуг, которые оказывает сама УК, входят затраты на содержание и обслуживание здания, уборка и тому подобное. И также в квитанции могут быть строки с указанием размера платы за дополнительное оборудование: противопожарной защиты, домофона и пр.

Горячая и холодная вода

Водоснабжение – горячее и холодное – это те виды коммунальных услуг, без которых невозможно представить жизнь современного человека. К его качеству существуют определенные требования. Поступающая потребителям жидкость должна быть очищена от посторонних примесей. Регламентируется также температура горячей воды. Если она окажется существенно ниже 65 градусов – это основание для жалобы.

Собственники, установившие приборы учета, оплачивают услугу в соответствии с их показаниями. Если данные переданы несвоевременно, за основу для вычислений возьмут средние показатели за предыдущие месяцы. Когда сведения не поступают более 3 месяцев, или счетчики не установлены вовсе, плата начисляется по установленным в регионе нормативам. Аналогично будет происходить расчет при несвоевременной поверке приборов.

Сумма за водоснабжение, затраченное на общедомовые нужды, стоит в квитанции отдельно. Размер платы начисляется аналогично: по счетчикам, а при их отсутствии – по нормативу.

Электроэнергия

Электроэнергия

В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, электричество в дома должно поставляться непрерывно. Оплата энергии осуществляется на основании показаний счетчиков. Если своевременно не передать цифры поставщику, сумма будет рассчитываться по средним показателям, а затем – по установленным нормативам. Кроме этого, жильцы многоквартирных домов оплачивают электроэнергию, затраченную на общие нужды. Это освещение лестничных площадок, работа лифтов и домофона и т. п.

Отопление

Чтобы поддерживать в квартирах комфортную температуру, в холодное время года их требуется обогревать. На радиаторы отопления также можно установить счетчики и оплачивать поставляемый ресурс по их показаниям. Когда счетчиков нет, начисление происходит по нормативам. При этом возможны два способа предъявления полученных сумм к оплате.

В первом рассчитывается потребление тепла за весь год, размер затем равномерно распределяется на 12 месяцев. Второй способ – плата взимается только в отопительный сезон. Если температура в помещении опускается ниже 18 °С, в соответствии с постановлением 354, расчет отопления по нормативу снижается.

Вывоз мусора

Чтобы дворы не превращались в свалки, отходы регулярно собирают и вывозят. По нововведениям в закон доставка мусора к месту его утилизации или захоронения относится к коммунальным услугам. Тарифы устанавливает компания-подрядчик, при этом цифры одинаковы для всего региона.

Отвод водных стоков

Нередко у жильцов возникает вопрос, что такое водоотведение в квитанции. К нему относится общедомовая канализационная система. Использованная вода и прочие стоки выводятся наружу и поступают в городскую сеть трубопроводов, предназначенных для сбора и удаления продуктов жизнедеятельности человека. Плата взимается за содержание и обслуживание таких инженерных систем.

Дополнительные услуги

Сервис, который УК предоставляет жильцам, в разных компаниях может отличаться очень сильно. Но цель едина – сделать жизнь людей более комфортной и безопасной. Сюда входят средства связи: стационарный телефон, интернет, телевидение, домофон. Уборка подъездов, содержание подвалов и чердаков, текущий ремонт и прочие работы, необходимые для поддержания здания в хорошем состоянии. Также сюда относится система пожарной защиты, датчики движения для включения света и т. п.

Немного на иных основаниях предусмотрено предоставление коммунальных услуг юридическим лицам. Все, что не попадает в перечень, определенный ПП №354, перечисляется в отдельном соглашении между УК и конкретной фирмой/предприятием. Но если помещение находится на территории жилого дома, дополнительный сервис включают в квитанцию, если в контракте не прописано иное.

Возможен ли отказ от некоторых услуг

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям дают такую возможность. Чтобы отказаться от некоторых из них, достаточно провести общее собрание проживающих в МКД и принять коллегиальное решение (составляется протокол), что, к примеру, уборку подъездов жильцы будут осуществлять своими силами. И еще же можно отказаться от сервиса, который по факту не используется, – общедомой антенны (если в квартире нет телевизора), лифта (для жильцов первого этажа) и т. п.

Теоретически собственник жилья может отказаться и от платы за поставляемые ресурсы. Но для этого должна быть возможность физически перекрыть поставку (заварить трубу, поставить заглушку и т. п.) без ущерба для общедомового имущества.

Вывод

Плата за жилье состоит из двух крупных частей: поставляемые ресурсы и услуги УК. К первым относится тепловая и электрическая энергия, вода, газ, отведение жидких стоков и вывоз твердого мусора. Их качество должно соответствовать установленным законом критериям. Вторая часть более разнообразна и вариативна. Зная, что относится к жилищно-коммунальным услугам, легче контролировать правильность начисления сумм к оплате. При отклонении от установленных норм пользователь вправе требовать перерасчета.

Добавить комментарий