Как проводится оценка наследственного имущества

Отдельным этапом при оформлении наследственной массы выступает оценка имущества. Специальным актом подтверждаются её результаты. Они напрямую влияют на размер уплачиваемой госпошлины. Определению стоимости подвергается передаваемое имущество разных видов: недвижимость; ИТС; ценные бумаги; драгоценности. Оценка имущества при вступлении в наследство неизбежна, чтобы полноценно вступить в права с получением свидетельства. Также оценивание необходимо при возникновении разногласий между наследниками при определении долей.

Правовые нормативы проведения оценки

Оценка наследственного имущества

Вопросы по передаче активов и пассивов усопшего координируются законодательно. Оценка наследственного имущества регламентируется рядом нормативно-правовых актов. Среди них:

  • Конституция РФ, нормы статьи 35;
  • ГК РФ, V раздел, часть 3;
  • НК РФ, ст. 333.25;
  • №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Основной закон РФ гарантирует права наследования. В Гражданском кодексе конкретизируются его механизмы. Налоговый кодекс предлагает способы оценки, выбор вида экспертизы, регулирует размеры пошлин, полномочия юридических лиц.

Виды оценки имущества

Наследники обладают правом выбора способа определения стоимости передаваемой собственности. Документ, определяющий цену принимаемого имущества, необходим для предъявления нотариусу. В нём указывается один из видов стоимости:

  • кадастровая;
  • рыночная;
  • инвентаризационная.

Обычно наивысшей стоимостью выступает рыночная. Оценка квартиры для вступления в наследство может производиться любым способом, на усмотрение правопреемника. Требование предъявления конкретного документа незаконно. При получении нескольких вариантов с различной стоимостью наследственной массы нотариусу предписано рассчитывать пошлину исходя из наименьшей подтверждённой цены.

Кадастровая стоимость

Стоимость

Для оценивания земельных наделов и недвижимости используется величина, занесённая в кадастровый реестр государства. Экспертиза такого рода регулируется № 135-ФЗ. Договор заключается с оценщиками, утверждёнными по результатам тендера. Данные об оценивании отдельных объектов заносятся в реестр. Есть два способа получения сведений по кадастру.

1 способ. Использование электронных услуг Росреестра:

  • заполнить заявление онлайн;
  • идентифицировать искомый объект;
  • получить ценовое уведомление о зарегистрированной стоимости;
  • осуществить загрузку отчёта.

Не всегда сведения, полученные онлайн, бывают актуальными в связи с проведением оценки лишь раз в три года. При получении её завышенного значения целесообразнее воспользоваться услугами частных оценщиков.

2 способ. Сведения можно получить лично в кадастровом отделе Росреестра. Выбрать заказчика следует путём проведения тендера. С определённым исполнителем заключается договор. Стоимость, отражённая в отчёте, заносится в реестр. Документ для расчёта пошлины нотариусом следует представить в продолжение 5 дней с момента подачи заявления.

Оценка недвижимости при вступлении в наследство может быть оспорена правопреемником. Для уточнения и переоценки привлекается коммерческая компания.

Инвентаризационная стоимость

Её устанавливает эксперт БТИ в своём заключении. Для его получения следует оформить в бюро заявление, предъявив паспорт. Оценка таким способом теряет популярность. Ведь такая экспертиза исполняется при недостаточном количестве оценочных мер. В результате чего цена недвижимости, как правило, занижается. Это невыгодно специалистам, уполномоченным на нотариальные действия, так как влияет на размер госпошлины. Но по закону они обязаны согласиться с любым результатом.

Оценка рыночной стоимости

При таком варианте учитывается цена объекта, устанавливаемая при фактической продаже с учётом конкуренции в условиях свободной торговли. Этот показатель более объективен, ведь влияние рыночных значений спроса и предложения порой в корне меняет картину. К тому же, движимое и недорогое имущество оценивается именно таким образом. Документ выдаётся организацией с соответствующей лицензией.

Когда необходима оценка имущества

Спустя 6 месяцев после смерти собственника осуществляется открытие дела. В течение указанного срока и производится процедура оценки. Ей подвергаются:

  • объекты разного вида недвижимости;
  • транспортные средства;
  • земельные наделы;
  • ценные бумаги;
  • доли в капитале компаний.

Работа по каждому из них имеет свои нюансы. Например, для оценки наследуемых акций понадобится бухгалтерская отчётность предприятия за 3 года. Для транспортных средств учитываются исключительно рыночные показатели. Оценка разных видов недвижимости для нотариуса осуществляется независимыми экспертами или специалистами БТИ. Если это квартира, кроме паспортов (кадастрового и технического), понадобится поэтажный план и выписка из ЕГРПН.

Оценка дома с участком земли для нотариуса происходит после анализа рынка с учётом индивидуальных особенностей объекта. Результаты корректируются согласно ряду критериев, например, по престижности местоположения, уровню износа. Оценка рыночной стоимости земли для наследства учитывает такие факторы:

  • особенности права (собственность, аренда и т. д.);
  • местоположение, площадь;
  • назначение (ИЖС, сельское хозяйство и др.);
  • инфраструктура, наличие коммуникаций, строений;
  • особенности спроса.

В договоре между заказчиком и оценщиком определяется последовательность действий, принципы и детали.

Кем проводится процедура

Экспертиза

Оценка всего имеющегося наследства для нотариуса осуществляется как государственными организациями, так и независимыми, обладающими лицензией на соответствующий вид деятельности. Рыночную цену наследственной массы вправе обосновать ЮЛ либо законодательно назначенный оценщик (ст. 333.25 НК). Также в процедуре могут принимать участие:

  • судебно-экспертные органы (в отношении ТС);
  • кадастровые органы (в отношении земельных наделов);
  • бюро технической инвентаризации (исключая земельные участки).

Важно: для приобретения соответствующего заключения нужно пользоваться услугами только лицензированной компании.

Процесс оценивания включает такие этапы:

  • подписание договора между компанией и наследником (заказчиком);
  • осмотр объекта;
  • констатация характеристик объекта;
  • анализ рыночных аналогов;
  • определение метода оценивания;
  • собственно процесс оценки;
  • отчёт о результатах работы.

Организации, производящие оценку, обязаны выдать заказчику отчёт. Он передается в нотариальную контору для начисления госпошлины. Если наследуемая собственность расположена за пределами России, то её оценивают компетентные органы соответствующей страны.

Необходимые документы

Примерный пакет, который могут затребовать оценщики:

  • удостоверение личности каждого наследника;
  • документ о смерти наследодателя;
  • подтверждение родства;
  • документация на передаваемый объект (правоустанавливающая и техническая);
  • выписки из реестра недвижимости;
  • сведения об отсутствии обременений, задолженностей, арестов и др.;
  • фотографии, другие документы.

Всё это надо подготовить заблаговременно. В каждом случае в индивидуальном порядке могут затребовать иные документы.

Расчёт госпошлины

Предусмотрена оплата издержек нотариуса, связанных с оформлением документации. Правопреемником уплачивается госпошлина при наследовании квартиры, иного имущества. Её размеры находятся в прямой зависимости от результатов оценки принимаемой собственности. Учитывается также уровень родственных отношений. Ряд категорий граждан от уплаты такого налога освобождается. Свидетельство о праве на наследуемое имущество нельзя получить без подтверждения факта уплаты госпошлины.

Итоги

В получаемом правопреемником свидетельстве о праве на наследство указывается стоимость полученных объектов. Для этого производится оценка передаваемого имущества. От её результатов зависит величина госпошлины, в том числе. Происходит процедура по заказу правопреемников усопшего. Оценивается стоимость имущества на момент смерти наследодателя.

Добавить комментарий