Особенности оформления акта приема-передачи помещения в аренду в 2018 году

Официальным подтверждением имущественных отношений между владельцем объекта недвижимости и лицом, получающим его во временное пользование, является договор найма. Данным документом арендодатель устанавливает круг прав и обязанностей арендатора, а съемщик, в свою очередь, четко ограничивает пределы личной ответственности перед хозяином помещения. Дополнительной страховкой от конфликтных ситуаций в будущем выступает также оформляемый в добровольном порядке акт приема-передачи помещения в аренду.

Для чего необходим

Прием-передача помещения

Основания, цель сдачи внаем любой недвижимости – это получение прибыли, при этом сама жилая (или нежилая) площадь, как правило, представляет собой не только голые «квадратные метры», но и имеющую определенную ценность отделку, а также предметы обстановки. Если договор аренды квартиры или иного помещения составляется в максимально детальном виде, с учетом подобных аспектов, включая стоимость и состояние отдельных вещей, без оформления приложения к нему обойтись вряд ли получится. В таком случае полезным будет составление акта приема-передачи жилого помещения, содержащего как исчерпывающее описание состояния ремонта и инженерных коммуникаций, так и перечень находящегося в нем ценного имущества.

Как фиксировать состояние недвижимости

При составлении такого документа следует в первую очередь учитывать, что ответственность наниматель несет исключительно за перечисленные в нем существенные элементы обстановки помещения, а все, что по тем или иным причинам осталось «за скобками», хозяин передает во временное пользование на свой страх и риск. Поэтому для обеих сторон договора крайне важно не только внести в акт все имеющие хоть какую-то стоимость вещи, находящиеся в пределах объекта недвижимости, но и согласовать их денежную оценку. Также арендодатель может дополнительно оговорить запрет на использование или перемещение отдельных предметов, а для сильно изношенного или малоценного имущества – определить зону ответственности нанимателя в случае его порчи.

Кто должен составлять документ

Как и договор, акт приема-передачи квартиры по договору найма составляется и подписывается сторонами после того, как достигнуто соглашение касательно перечисленного в нем имущества и состояния самого помещения. Оформляется документ в простой письменной форме от руки или заранее готовится в текстовом редакторе, распечатывается и заполняется во время встречи владельца объекта недвижимости и арендатора для передачи ключей.

Порядок оформления акта

Документ составляется на листе формата А4 в произвольном виде, однако определенные элементы должны в нем присутствовать обязательно. В самом начале передаточного акта к договору найма жилого помещения необходимо указать номер соответствующего соглашения, в тексте которого также должна содержаться ссылка на приложение.

Далее следует внести паспортные данные сторон и указать контакты заинтересованных лиц. В основной части документа указывается адрес объекта недвижимости, а затем максимально подробно описывается его состояние и приводится перечень находящихся в нем ценных вещей. В нижней части акта обязательно должны присутствовать подписи представителей каждой из сторон.

Для жилых помещений

Для сдаваемой в аренду комнаты или квартиры, особенно меблированной и укомплектованной для полноценного проживания, оптимальным будет перечисление не только всех предметов обстановки вкупе с указанием их примерной стоимости и степени износа на момент подписания документов, но и состояния инженерных систем, включая сантехнику и электрооборудование. Кроме того, рекомендуется зафиксировать текущие показания имеющихся счетчиков ЖКУ. Предлагаем ознакомиться с образцом акта приема-передачи квартиры при оформлении ее в аренду, размещенном на этой странице.

Скачать бланк акта приема-передачи квартиры

Скачать образец акта приема-передачи квартиры

Для нежилых помещений

Принципиальные отличия в оформлении отношений между арендодателем и арендатором складских, офисных и других подобных площадей от аналогичных действий при сдаче квартиры внаем отсутствуют. Акт приема-передачи нежилого помещения также составляется в свободной форме от руки или в печатном виде и заверяется подписями обеих сторон. Кроме того, если договор аренды нежилого помещения между физическими лицами не предусматривает наличия внутри объекта какой-либо обстановки, в приложении следует подробно описать качество и состояние ремонта, наличие и работоспособность коммуникаций, а также обозначить все выявленные дефекты.

Скачать бланк акта приема-передачи нежилого имущетсва

Скачать образец акта приема-передачи нежилого имущетсва

На что следует обратить внимание

Внимание

Подписывается акт приема-передачи арендованного помещения исключительно сторонами договора – иные лица могут сделать это только при наличии доверенности, которая составляется в простой письменной форме и заверяется ее составителем. Число экземпляров документа должно соответствовать количеству участников соглашения, а при наличии посредника дополнительные копии бумаг готовятся и для него.

Ответственность сторон

С момента подписания акта приема-передачи вся ответственность за перечисленные в нем ценности ложится на арендатора в пределах сумм, оговоренных в данном документе для каждого элемента обстановки или отделки помещения. Соответственно, любой ущерб наниматель обязан будет компенсировать в полном объеме, в противном случае хозяин недвижимости имеет право обратиться за защитой своих интересов в суд. С другой стороны, никакой ответственности за вещи, не упомянутые в акте, арендатор по закону нести не обязан, даже если они фактически находились в пределах помещения, но задокументированы по каким-либо причинам не были.

Условия и срок хранения акта

Подписанный документ прикладывается к договору и сопровождает его в течение всего срока аренды. Кроме того, новый акт приема-передачи по договору аренды составляется при ее завершении и возвращении помещения вместе со всем находящимся в нем имуществом его законному владельцу.

Подводя итоги

Корректное оформление договора аренды жилого или нежилого помещения – залог того, что обе стороны смогут прийти к взаимовыгодному соглашению касательно ущерба или утраты упомянутого в нем имущества. А при наличии акта приема-передачи объекта вероятность возникновения конфликтных ситуаций снижается еще больше, ведь исчерпывающее описание пределов ответственности, с одной стороны, дисциплинирует нанимателя, а с другой – служит дополнительной гарантией для арендодателя.

Добавить комментарий